Жизнь моя бродячая

      
              Путешествие из Санкт-Петербурга в Петродворец.
 
     Петергофский ансамбль имеет два парадных входа - Морской канал в Нижнем парке и монументальные ворота Верхнего сада. Массивные десятиметровые пилоны ворот декорированы колоннами с коринфскими капителями, увенчаны карнизами и барочными завершениями—постаментами несохранившихся золоченых деревянных скульптур амуров. На пилонах навешены кованые створы строгого рисунка. Ворота служат своего рода монументальной архитектурной заставкой нарядного Верхнего сада, раскинувшегося на 15 гектарах перед южным фасадом Большого дворца. Ограда, окаймляющая сад с трех сторон, состоит из 150 фигурных каменных столбов, украшенных картушами с рельефными масками львов. Столбы чередуются со звеньями решетки из четырех тысяч деревянных четырехгранных копий.
     Верхний сад можно охватить одним взглядом и от главных ворот, и особенно с балкона и из окон центральной части Большого дворца. Именно из дворцовых окон явственнее всего видно его своеобразие, состоящее в сочетании большого зеленого партера и водных зеркал фонтанных бассейнов, оживленных сверканием и движением струй, пластикой скульптурного декора.
     Центральная часть сада—величавый партер, окаймленный с каждой стороны четырьмя рядами подстриженных лип. По сторонам зеленого ковра, тянущегося от ворот до Большого дворца, который, подобно театральной кулисе, замыкает перспективу, расположено по три прямоугольных боскета — “городка”, разделенных аллеями. Каждая пара симметрично размещенных боскетов имеет свеобразную планировку, отраженную в их названиях—квадратные, косые, круговые. Этот типичный для регулярной планировки прием позволяет добиваться разнообразия впечатлений. В композицию Верхнего сада включены четыре восьмигранные трельяжные беседки—малые с конусной кровлей и большие, завершенные куполами, а также четыре крытые аллеи.
     Водная декорация Верхнего сада состоит из пяти фонтанов. Они связаны общей композицией, подчиненной движению от входа к Большому дворцу. Три из них размещены на главной композиционной оси всего ансамбля, проходящей по центральной линии партера через среднюю часть дворца, два — в Квадратных прудах, перед боковыми крыльями дворца.
     Фонтан “Нептун”—основная доминанта в композиции Верхнего сада. Скульптурное убранство фонтана обогащенное игрой воды, оригинально и занимательно развивает “морскую тему” Петергофа.
     Всемирно известные дворцы, парки и архитектурные ансамбли Петергофа представляют собой выдающийся памятник русской художественной культуры XVIII - XIX веков. Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I, неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией.
     Главная заслуга в его создании принадлежит множеству выдающихся архитекторов, художников и неизвестных простых ремесленников. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры живописи и произведений декоративного искусства - все это делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры.
     После 1917-го года исторический ансамбль Петергофа стал государственной собственностью и был превращен в архитектурный и художественный музей. Сегодня, благодаря незабываемой красоте своих фонтанов, парков и дворцов, Петергоф стал наиболее привлекательным пригородным дворцовым ансамблем Северной Столицы России. Посетив Петергоф и испытав на себе его магическое очарование, вы получите не сравнимое ни с чем эстетическое наслаждение.
     Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом в центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север - юг.
     Канал - одно из старейших сооружений Петергофа, обозначенный уже на первых планах, которые набросал сам Петр I. Его начали прокладывать в 1715 году одновременно со строительством Верхних палат. Канал стал транспортной артерией и парадным въездом в Петергоф. Но в 1735 году в центре ковша уже сооружался фонтан "Самсон", и прежнее использование канала стало затруднительным. Вдоль Морского канала Петр предполагал соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа. Позже было решено сделать фонтаны в виде ваз. В 1854 - I860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду. Облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, наглядно демонстрируя неразрывную географическую и художественную связь приморской резиденции с водным пространством.
     Канал делит Нижний парк, площадь которого 102 гектара, на две части, условно именуемые "западная" и "восточная". В восточной находятся дворец Монплезир, каскад "Шахматная гора" и Римские фонтаны, фонтаны "Пирамида", "Солнце", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", Менажерные фонтаны и клоши.
     Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка.
     Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.
 
  
  
  
  
      
 

Стучите мне в асю 319095407  или пишите по мылу:  olchik-h@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz
 
2007  www.hazolg.narod.ru
Copyright © 2007 «Crazy Cello»
дата создания сайта 9 января 2007 г.